Новый поиск Google против Twitter. Звездные войны. Эпизод первый...

Крупнейший поисковик и «Птичка» развернули боевые знамена. Позиции обозначены. Называть это «священной войной» ещё рано, но и «миром» разойтись уже не получится.

Подробнее...

 

 

 

Яндекс. Что нам дал новый алгоритм поиска.

Время оценить новый алгоритм Яндекса.Что мы имеем. В большинстве случаев — резкое понижение позиций сайта. Причин много, но, так или иначе, все замыкаются на «нововведениях».

Подробнее...

 

 

Большая тройка Казнета и ещё...

На сегодняшний день в Казнете  получили наибольшее распространение только две поисковые системы: Google и Яндекс.  Рамблер, и Майл.ру  находятся далеко позади. Но списывать их со счетов нельзя по ряду причин.

Подробнее...

Подобрать хостинг


Студии по городам

Регионы Казахстана на рынке ИТ: Астана или Алматы – кто лидер?


В региональном разрезе модель информатизации Казахстана напоминает российскую, что в целом характерно для всех государств на постсоветском пространстве. Регионы более или менее находятся на одном уровне по освоению ИТ, а на их фоне явно выделяются столицы. Подобно тому, как в России значительная часть освоения ИТ приходится на Москву и Санкт-Петербург, в Казахстане по уровню ИТ-развитию выделяются новая и старая столицы – Астана и Алматы.

Переходя уже к специфике, собственно, Казахстана, очевидно, что в сфере ИТ лидерство, причем существенное, принадлежит старой столице – Алматы. Например, на каждую из областей Казахстана приходится в среднем от 3 до 8% имеющихся на предприятиях ПК, на долю же столиц приходится основная их часть, причем на Алматы - 25,5%, на Астану – всего 7,8%.


  • ИТ-конкуренция двух столиц


Из 541 тысячи компьютеров, зарегистрированных на предприятиях, Астане принадлежит 138 тысяч, Алматы – всего 42 тысячи, что является средним показателем по отдельно взятой области республики. Разрыв значительный – здесь сказывается молодость Астаны, тогда как Алматы в течение многих десятилетии развивалась как экономический, культурный и политический центр Казахстана. Трудно сказать, насколько долго будет сохраняться такая структура лидерства, но можно отметить, что развитие Астаны идет гораздо интенсивнее (что, впрочем, вполне естественно). Если 6 лет назад количество ПК на предприятиях Астаны было в 37 раз меньше, чем на предприятиях Алматы, то по итогам 2009 года этот разрыв сократился до 3,3 раз.

Похожая ситуация по освоению предприятиями ресурсов интернет. По этому показателю разрыв между Астаной и Алматы ещё сильнее в пользу последней - 25,5% предприятий Казахстана, использующих интернет – это предприятия Алматы, на Астану приходится лишь доля в 5%. Разрыв и по этом показателю постепенно сокращается, хотя и более медленными темпами. В 2004 году разрыв между Алматы и Астаной по уровню использования предприятиями Интернет был 9,7 раз, в 2009 году – 5,8 раз.

  • Региональный разрез


По динамике освоениями предприятиями ИТ лидируют Акмолинская, Алматинская, Южно-Казахстанская, Мангистауская, Атырауская области, г. Астана. Например, за период 2004-2009 гг. количество предприятий, использующих ПК в Алматинской области, увеличился в 94 раза, в Астане – в 119 раз, в Южно-Казахстанской области – в 40 раз, в Акмолинской -  в 37 раз. Рост количества предприятий, использующих интернет, за тот же период в Мангистауской области составил 34 раза, в Атырауской области – 26 раз, в Астане – 29 раз.

Более ровно выглядит ситуация с уровнем компьютерной грамотности в различных областях Казахстана. В большинстве из них уровень владения компьютером, классифицируемый как «обычный пользователь» составляет 60-70%, в Астане эта цифра приближается к 90%. Однако, если судить об уровне компьютерной по доле наиболее квалифицированных пользователей (в классификации госстатистики Казахстана – «опытный пользователь»), то по доле этой категории населения вновь заметно лидирует Алматы – этот показатель в Алматы составляет 16,3%, тогда как в Астане – 6,9%.

Причем в Астане, как ни странно, этот показатель самый низкий в республике. В других областях доля лиц, классифицированных как «опытный пользователь» составляет 11-15%, исключение составляют Северо-Казахстанская и Актюбинская области – в этих областях этот показатель столь же низкий, как и в Астане.

До 2008 года уровень компьютерной грамотности населения в Казахстане измерялся с дополнительной градацией – «владение компьютером на уровне программиста». Эта категория населения в Алматы составила в 2008 году 3,2% населения, что в 1,9 раз выше, чем в среднем по Казахстану, и в 16 раз выше, чем в Астане.

Наконец, важным показателем характера информатизации является цели использования ИТ предприятиями и населением. Обратимся к распределению регионов по показателю «цели использования интернет».

  • Цели использования интернета


Большинство регионов относительно ровно распределены по данному показателю. В основном интернет используется населением Казахстана для коммуникационных, а не деловых целей, эта доля населения составляет в среднем по Казахстану 89,4%, в Астане и Алматы – соответственно, 100% и 96,8%. Вторая по значимости цель использования сети – поиск информации и онлайн услуги – в целом по Казахстану доля населения, использующая интернет в этих целях, составляет 81,2%, в Астане – 75,7%, в Алматы – 95,3%. Ситуация по отдельным областям республики примерно такая же.

Следующая по значимости цель – использование интернета для образовательных целей, что указывает уже на развитие определенного сегмента рынка ИТ-услуг – онлайн-обучение. В целом по Казахстану доля пользователей интернета, выходящих в сеть в этих целях, составляет 23,6%, доля соответствующих групп пользователей в Астане – 27%, в Алматы – 30%.

Около 20% пользователям интернета в Казахстане сеть нужна для контакта с государственными и общественными организациями. Это достаточно высокий показатель с учетом того, что даже на российском рынке - относительно зрелом, с точки зрения уровня освоения предприятиями и населением основных видов ИКТ - такие услуги, как коммунальные платежи онлайн, все еще работают "со скрипом".

В Казахстане разрыв по этому показателю между регионами довольно заметен – с большим отрывом от других регионов идут обе столицы – Астана (23,2% пользователей) и Алматы (38,2% пользователей). Относительно высоким этот показатель в 2009 году был в Атырауской (33%), Мангистауской (27,5%) и Южно-Казахстанской (26,7%) областях.

Наконец, самый низкий процент пользователей интернета в Казахстане – это те, кто делают в сети покупки и продажи товаров и услуг. В среднем по республике этот показатель составляет 4,4%. Лидером по данному показателю в 2009 году стала Атырауская область (23% пользователей). Доля  соответствующей группы пользователей в Алматы – 10,1%, в Астане – всего 1,2%.

Таким образом, по этим показателям вполне очевидно, что Казахстан лишь только входит в фазу интенсивного освоения ИТ. Это понятно и по абсолютным показателям, и по показателям динамики. Одно из проявлений – относительно невысокий пока уровень развития рынка услуг в интернет – Сеть используется в основном в коммуникационных целях, а рынок онлайн образования или онлайн-торговли пока только набирают темпы. Кроме того, если по уровню закупок аппаратного обеспечения регионы Казахстана ведут себя довольно устойчиво, то на рынке ИТ-услуг и, в частности, интернет-услуг - показатели сильно колеблются от года к году. В текущий период основной отличительной особенностью ИТ-рынка Казахстана являются темпы развития - крайне высокие, сохраняющиеся даже в условиях кризиса и одновременно по всем направлениям.

Владимир Карачаровский

cnews.ru